Пропустить навигацию.
Главная страница

Бензин дорожает

Почему бензин снова начал дорожать? Каким-то одним фактором объяснить этот процесс трудно. Но главное – как остановить рост цен?

По данным Росстата, за неделю с 9 по 15 апреля бензин снова подорожал. На этот раз на 0,1%. Важно отметить, что и без того высокая стоимость автомобильного топлива увеличивается вторую неделю подряд. Показательно, что рост цен наблюдается на фоне увеличения объемов его производства. Так, по сравнению с первой апрельской неделей выпуск бензина составил 630,2 тысячи тонн, дизельного топлива – 1237,6 тыс. тонн (что на на 0,7 и 1,8% превышает соответствующие показатели начала апреля). Таким образом, по данным ряда СМИ, к началу третьей декады апреля стоимость 92-го бензина повысилась до 27,1 рубля за литр, а 95-го – до 29,2 рубля. Из-за чего это происходит? Главный подозреваемый – оптовые компании, покупающие большие объемы бензина у производителя и продающие его в розницу с накрутками.

Заметим, что рост цен на автомобильное топливо до сих пор сдерживался благодаря неофициальному соглашению между кабинетом министров и нефтедобывающими компаниями, которое, судя по всему, действовало во время предвыборного периода. Причем, как жаловались некоторые участники рынка, заморозка цен создала для них проблемы. Отдельные независимые продавцы топлива говорили об убытках.

Но теперь, судя по всему, топливо будет дорожать. Достаточно обратить внимание на оптовый рынок, на котором цены растут гораздо более быстрыми темпами. Так, АИ-92 подорожал за неделю на 4%(до 30,42 тысяч рублей за тонну), АИ-95 – аж на 6,6% (до 32,9 тысяч рублей), летнее дизтопливо — на 3% (до 27,15 тысяч рублей).

Чем же объясняется рост стоимости топлива в стране, которая не снижает объемы добычи нефти? Одно из объяснений – стремление к наживе крупных нефтяных компаний. Но это лишь одна из составляющих ценового роста. Заметим, что сейчас, по данным Минэнерго, запасы автомобильного топлива на нефтеперегонных заводах и нефтебазах доходят до 1,8 млн тонн. В год России для внутреннего потребления требуется 35-36 млн тонн бензина и при таком раскладе уже этого резерва хватит до середины мая. К примеру, в прошлом году, когда страна в ряде случаев испытывала дефицит топлива, эти показатели были втрое ниже, следовательно, сейчас повторение прошлогодней топливной нехватки на не грозит. Казалось бы, в такой спокойной ситуации цены на бензин расти не должны. Между тем, аналитики делают прогнозы, согласно которым уже к началу лета бензин в среднем дополнительно подорожает от 5 до 10% и будет продолжать расти.

А это уже связано с деятельностью крупных оптовых компаний, стремящихся придержать распродажу топлива до начинающегося сейчас «высокого сезона» продаж. Именно это звено на рынке и создает сейчас почву для дальнейшего увеличения стоимости горючего.

Трудно объяснить происходящее и «инфляционными ожиданиями», поскольку общегодовой рост цен на бензин уже опережает уровень инфляции. Ведь даже по самым оптимистичным прогнозам увеличение стоимости горючего в ближайшее время составит не менее 10%, тогда как инфляционные ожидания МЭРТа гораздо ниже. Впрочем, большинство экспертов сходится на мысли, что по итогам 2012 г. рост цен на бензин составит 15%. Причем ценовой скачок цен должен произойти в оставшиеся восемь месяцев.

Еще одним моментом, который может повлиять на стоимость бензина, станет вступление России в ВТО. По мнению ряда экспертов, из-за либерализации российского рынка после вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию цена на бензин будет расти.

Уже сейчас многие автомобилисты жалуются на необоснованно высокие цены. А в дальнейшем их дополнительный рост будет провоцировать дополнительное недовольство. Как же сдержать скачки цен на горючее? Одной из причин, почему растет в цене бензин, до сих пор называли стремление «заинтересованных лиц» продать нефтепродукты за рубеж, поскольку якобы реализовывать их в России не так выгодно. Но это не совсем так: цена на бензин внутри России во многих случаях превышает стоимость продаваемого топлива на американском и европейском рынках. Так, средние расценки на АИ-95 в странах Северо-Западной Европы на 16 апреля составили 31,55 тыс. рублей за тонну. А это на 4% ниже оптовых цен на российском рынке.

Заметим, что в России сегодня действует особая заградительная экспортная пошлина на топливо в размере 90%, кроме того, производители бензина обязаны реализовывать 15% своей продукции на бирже. Тем самым власти пытаются не допустить повторения прошлогоднего «бензинового кризиса», когда ряд регионов испытывал его нехватку. Принятие последней меры привело к тому, что в результате только в январе-феврале биржевые продажи топлива внутри страны увеличились на 1,4 млн тонн. При таком раскладе увеличение предложения бензина на рынке должно было вызвать снижение цен.

Но видимо, скупившие его оптовые компании решили придержать топливо для того, чтобы путем спекуляции получить больше денег при его реализации в конце весны и начале лета, когда его потребление в связи с особенностями сезона и проведением посевной заметно увеличивается. Как известно, именно в конце апреля начинается заключение контрактов на поставку топлива в мае.

Заметим, что в данный момент Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает компромисс, позволяющий максимально избежать издержки: «плавающие» акцизы, размер которых будет определяться уровнем мировых цен на нефть. Но смогут ли договориться по этому вопросу чиновники из Минэкономразвития (МЭРТ), Минфин и ФАС, которые зачастую придерживаются диаметрально противоположных точек зрения?

В любом случае, видимо, настала пора вплотную заняться оптовыми компаниями, которые в погоне за прибылью сознательно толкают цены на бензин вверх. В противном случае упреки конечных потребителей, по большей части не знакомых с тонкостями ситуации на рынке, будут направлены не против наживающихся на них спекулянтов, а на сами власти, допустившие подобное развитие событий.

Общественно-политическая интернет-платформа "Русь"