Пропустить навигацию.
Главная страница

Цена европейского достоинства

Проблемы, которых коснулся доклад «Переосмысление персональных данных: крепнущее доверие», подготовленный при участии Бостонской консалтинговой группы для Всемирного экономического форума, сегодня уже ни для кого не новость. Отсутствие единого мнения о том, что понимается под термином «персональные данные», отсутствие единой законодательной базы, неспособность законодателей угнаться за стремительно меняющейся реальностью и, наконец, кризис доверия к организациям, занимающимся сбором и хранением персональных данных – вот неполный перечень вопросов, затронутых в докладе.

Но его создатели, кажется, намерено игнорируют те фундаментальные различия между европейским и американским подходом к защите частной жизни, которые лежат в основе всех выше обозначенных проблем. Вместо конкретных предложений по поиску компромисса доклад содержит радужные картины изобилия и процветания, которое обязательно наступит, если мир примет американскую модель. Однако от этого доклад не становится менее интересным.

По словам авторов доклада, в мире каждый день создается 10 миллиардов текстовых сообщений, больше миллиарда записей в блогах и социальных сетях, растет количество записей медицинских баз данных. С 6 миллиардами зарегистрированных мобильных устройств по всему миру возможность определить местоположение любого жителя земного шара постепенно переходит из области научной фантастики в реальность. Но мобильные устройства являются не единственными приборами, которые записывают и хранят личные данные. Интернет-приложения, личный автотранспорт, автоматы розничной продажи, медицинская аппаратура - все ежедневно генерируют доселе невиданные объемы информации. По оценке специалистов Бостонской консалтинговой группы, к 2015 году количество подключенных к Интернету устройств достигнет одного триллиона.

С точки зрения заокеанских предпринимателей, персональные данные – это новый зарождающийся актив, который со временем, наравне с нефтью и золотом, может занять важнейшее место в мировой экономике. Однако составителей этого доклада сильно заботит тот факт, что недоверие к компаниям, собирающим и хранящим персональные данные, как и отличия в законодательных базах старого и нового света, могут существенно снизить ценность «электронного золота». Напомним, что в США до сих пор отсутствует единое законодательство в области персональных данных, нет четкого определения, что считать персональными данными, как нет и положений, регулирующих их передачу и хранение. Надзорным органом, регулирующим деятельность компаний в США, является Федеральная торговая комиссия, но эффективность её работы крайне мала. Совсем недавно она обвинила Google, Facebook и Myspace в нарушении данных ими обещаний, касающихся того, какую информацию о пользователях своих сервисов они будут держать в секрете, а какую они вправе передать рекламным компаниям. Наказанием послужило предупреждение о том, что в дальнейшем за подобные нарушения Федеральная торговая комиссия будет штрафовать вышеперечисленные корпорации, однако штрафных санкций за данное нарушение так и не последовало.

Несмотря на больше количество законодательных инициатив, призванных изменить сложившуюся ситуацию, последняя из которых была представлена администрацией президента Обамы, федеральный закон в этой сфере так и не был принят. По мнению профессора института Джорджа Вашингтона Дэниела Солова (Daniel Solove), вероятность принятия национального закона о персональных данных в обозримом будущем крайне мала: «В США огромное количество состоятельных лоббистов, которые есть во всех отраслях экономики. Стоит только предложить законопроект, как тут же из одного из лагерей раздаются вопли о пощаде. Поэтому в Соединенных Штатах намного проще проводить мелкие проекты, решающие сиюминутные проблемы и затрагивающие интересы узкого круга лиц, чем всеобъемлющие законодательные акты».

Однако у членов Бостонской консалтинговой группы и их неназванных соавторов есть свои аргументы. Общая доля интернет- рынка стран «Большой двадцатки» в 2010 году составила 2,3 триллиона долларов, что равняется 4,1% от их общего ВВП. Эта цифра превышает объем экономики таких стран, как Бразилия или Италия. По оценке экспертов, интернет-сегмент ожидает стабильный рост, который к 2016 году должен составить уже 4,2 триллиона долларов, но только при условии, что свобода циркуляции персональных данных, на которой зиждиться электронная коммерция, не будет «искусственно снижена». Составители доклада тем самым прозрачно намекают на Европу, где порядки «дикого запада», когда крупные корпорации беспрепятственно продают информацию о своих клиентах рекламным компаниям, помогая им вычислить своего целевого клиента, не работают.

«Потребители постепенно начинают осознавать, что адресная реклама, которая основана на данных, собранных о каждом из них и их предпочтениях, является двигателем, который косвенно или напрямую питает каждый из этих сервисов (Google, Facebook, Twitter) . Как принято говорить в Интернете: «Если вы ни за что не платите, вы не клиент, вы - продукт, который продают».

«Европейский шериф» и правда довольно суров, в Европе самое строгое законодательство в области персональных данных, и его ждет дальнейшее ужесточение, ориентировочно - в 2016 году, когда должны быть приняты универсальные европейские нормы в области защиты персональных данных. Для составителей доклада, как, впрочем, и для большинства американцев, ужесточение европейского законодательства - феномен необъяснимый. Зачем добровольно отказываться от астрономических доходов, которые сулит торговля персональными данными своих собственных граждан?..

Полную версию материала читайте в №6 (47) журнала «Персональные данные».