Пропустить навигацию.
Главная страница

«Эксперт РА»: рынок аудита в 2010 году оказался в стагнации

Очередной рейтинг российских аудиторов, составленный рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам 2010 года, показал, что давняя проблема этого рынка – демпинг – в посткризисное время лишь обострилась. Прекратить ценовые войны могут лишь саморегулируемые организации, которые должны стать коллективным лоббистом интересов отрасли в государственных инстанциях.
Согласно данным АКГ–участниц рейтинга, прирост их совокупных доходов за последний год составил порядка 5% (а общая выручка – 65 млрд. рублей). Этот показатель несколько выше роста наблюдаемого в 2009 году (2%), однако не соответствуют докризисным темпам – 23% в 2008 году, и свидетельствует о стагнации рынка. Причина тому, как отметило большинство из опрошенных «Эксперт РА» участников рейтинга, – недобросовестная конкуренция и давление на ценовую политику аудиторских компаний.
В результате ценовых войн на рынке обязательного аудита в 2010 году доля выручки от общего аудита в совокупном объеме доходов ведущих АКГ снизилась на 1.2%, а ее годовой прирост составил около 2%. При этом общая выручка от аудита финансового сектора и вовсе ушла в минус (-6%). По данным рейтинга, доходы снизились по всем трем направлениям – аудиту банков, страховых компаний и инвестиционных институтов. «Изменить этот тренд на рынке обязательного аудита без ревизии законодательства о госзакупках вряд ли возможно. Кроме того, учитывая влияние поправок, внесенных в конце прошлого года в федеральный закон об аудиторской деятельности, можно прогнозировать дальнейшее снижение выручки от услуг по обязательному аудиту», – считает Вартан Ханферян, аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА»
От послекризисного оживления в российской экономике больше всего выиграли компании, представленные в трех сегментах аудиторско-консультационного бизнеса: финансовом управлении, стратегическом планировании и организационном развитии, а также налоговом и юридическом консалтинге.
Наиболее стремительно доходы ведущих АКГ росли от финансового и стратегического консалтинга. Прирост годовой выручки здесь составил порядка 23% и 21% соответственно, а совокупные доходы по сегментам – около 5-ти и 2.2 млрд рублей соответственно. Рост спроса в данных сегментах был в значительной степени спровоцирован именно кризисом, подтолкнувшим компании к оптимизации своей деятельности. Востребованными остаются и разработка методологии бухгалтерского, налогового и управленческого учета.