Пропустить навигацию.
Главная страница

Что мешает развитию ГЧП в России?

Так уж устроена жизнь: у семи нянек дитя без глазу, когда много хозяев – считай бесхозное, а казённого не жалко. Частный управляющий, чья зарплата находится в прямой зависимости от доходности объекта, всегда эффективнее госслужащего, который свою ставку получит в любом случае. Эту простую истину давно поняли во всем мире, благодаря чему во многих развитых странах государственно-частное партнерство сегодня является одним из основных двигателей экономики. Но то Запад, где люди не в первом поколении знают, что такое капитализм, а вот Россия принимается за это дело с некоторым скрипом.
Удачные примеры ГЧП в России сегодня можно встретить только в отдельных регионах, в то время как в основной массе субъектов только-только начинают об этом думать. Инфраструктура, которая является главным объектом ГЧП, без надлежащего механизма развивается медленно. Но дело не стоит на месте:в конце марта Внешэкономбанк предложил новую схему финансирования проектов по возведению инфраструктуры. Частный инвестор берётся за реализацию проекта, при этом деньги изыскивает самостоятельно (предоставить их может в том числе и ВЭБ). Проект выполняется, от него начинают поступать налоги в бюджет – и за счет этих поступлений государственный или муниципальный орган управления рассчитываются с инвестором.
Главное преимущество предложенного метода по мнению специалистов ВЭБ заключается в том, что такая схема сделает финансирование проектов независящим от текущих доходов бюджета, а значит даст инвесторам дополнительную уверенность в надежности работы с государством.
Поможет ли новая схема?Разговор следует начать с того, что же вообще представляет собой ГЧП и каково его нынешнее состояние в нашей стране.

На Западе давно распробовали ГЧП

Государственно-частное партнёрство – довольно многоликое явление. Точного определения, которое было бы зафиксировано в международном праве, у него нет, ив каждой стране его понимают на свой лад. А меж тем детали – вещь очень важная. Вот, к примеру, по какому пути пошла Великобритания. Там серьезное развитие получила такая форма ГЧП, как частная финансовая инициатива. Схема такого взаимодействия довольно проста: государство, нуждаясь в каком-либо общественно значимом объекте, заказывает его бизнесу, но при этом практически не финансирует ни его строительство, ни эксплуатацию. Когда частная компания заканчивает строительство объекта, государство берёт его в долгосрочную аренду, оставляя за частником право на обслуживание объекта и обеспечивая ему таким образом дополнительный доход. По окончанию срока аренды объект переходит государству за символическую сумму или вообще без оной. В итоге все довольны: государство получает общественно значимый объект (например, больницу), частная компания выгодно инвестирует деньги и получает прибыль в виде арендных платежей.
Интересный метод, но некоторые эксперты всё же полагают, что государственно-частным партнерством в чистом виде его назвать трудно: по их мнению, государство не должно отстраняться от финансирования совместных проектов. Что ж, пожалуй, для России, где государство ворочает немалыми деньгами, в то время как бизнес стеснён в средствах и часто не может получить банковские кредиты, это очень справедливо.

От крупного к мелкому

Что же такое ГЧП и что нужно сделать, чтобы оно появилось? Государственно-частное партнерство – это объединение усилий и ресурсов государства и частного сектора для претворения в жизнь общественно значимых проектов. В идеале ГЧП предполагает не только совместные действия по проекту, но и разделение рисков. Макроэкономические, политические и законодательные риски – государству, технологические, эксплуатационные и финансовые – бизнесу. К плюсам ГЧП традиционно относят снижение инвестиционной нагрузки на госбюджет, повышение качества создаваемых объектов или оказываемых услуг и, наконец, надёжную занятость для бизнеса.
ГЧП в России существует примерно два десятилетия, но активное развитие оно получило только в последние 2-3 года. До этого бизнес и государство предпочитали объединяться только для выполнения крупных проектов – таких, как добыча полезных ископаемых, выработка энергии, строительство дорог и т.д. В западных странах частный бизнес привлекают в первую очередь для участия в сравнительно небольших проектах – общественный транспорт, строительство школ и больниц, ремонт уже имеющихся объектов и т.д. В России нечто подобное начало появляться только в последние годы.

В регионах не ждут сигнала

Общефедерального закона о государственно-частном партнёрстве в России сегодня не существует, как нет и точного определения этого вида взаимодействия бизнеса и государства. Но регионам это не мешает принимать свои собственные законы о ГЧП и развивать соответствующие проекты: там уже давно поняли, что инструмент весьма выгодный, а главное – несложный. По данным на сентябрь 2011 года, местные законы о ГЧП приняты в 45 регионах.
Что становится объектом частно-государственного партнёрства? Предприниматели стараются не упускать возможностей и осваивают всё, на что есть спрос. Так, впрошлом году в Ярославской области бизнесмены занялись созданием высокотехнологичных мощностей по переработке отходов, в результате чего сегодня Ярославская область смогла разгрузить бюджет. В Вологде с помощью ГЧП строили детские сады, в нескольких областях бизнес привлекали для возведения котельных и теплотрасс.

Почему «тормозит» ГЧП?

К сожалению, пока Россия не может похвастаться тем, что ГЧП твёрдо стоит на ногах – слишком много недоделок в теоретической части и ошибок на практике. По словам Павла Селезнева, председателя Правления Центра развития ГЧП, одной из главных проблем сегодня остаются пробелы в законодательстве. Единого закона о ГЧП, как уже говорило выше, пока нет, и это серьезно затрудняет работу.Проблем немало: нигде не зафиксированы основные понятия ГЧП – такие как «частный партнёр», «публичный партнёр», «объект соглашения ГЧП» и т.д. Из-за этого любое совместное начинание бизнеса и государства происходит не на официальном уровне, а в порядке какого-то эксперимента, в отсутствии уверенности и далеко идущих перспектив. Хромает и процедура реализации ГЧП-проектов: государство не может заказать бизнесу весь объект целиком – вместо этого вынуждено заказывать отдельноразработку проекта, отдельно строительство и отдельно эксплуатацию– так велит Федеральный Закон 94-ФЗ о госзакупках. Это усложняет процесс и снижает лояльность бизнеса. Более того, есть сложности и с отбором компаний. Сегодня предприниматели даже не знают, по каким критериям их оценивает государство при подаче заявок на конкурс по проекту. Перечень этих критериев следует сделать открытым и официальным – это повысит прозрачность сферы.
Впрочем, есть трудности и неюридического характера. При строительстве той же инфраструктуры очень трудно найти инвесторов – они слабо верят в стабильность и прозрачность рынка инфраструктурных проектов. У государства другая проблема – дефицит кадров: среди частников мало профессионалов, которые бы могли качественно заниматься такими сферами, как водоснабжение и мусоропереработка. Практически нет компаний, которые занимались бы управлением социальными объектами – школами, больницами и т.д. А меж тем, российский инфраструктурный рынок – своего рода Эльдорадо: эксперты оценивают его в 3 трлн долларов. Если его вовремя не занять, это сделают зарубежные компании.
Подводя итог, можно сказать: в последние 2 года ГЧП всё-таки начинает поднимать голову. Но для того, чтобы сфера стабильно развивалась и дальше, требуются усилия от всех участников процесса: государству следует совершенствовать законодательство, а бизнесу – повышать свою квалификацию.

Общественно-политическая интернет-платформа "Русь"
rusplt.ru