Пропустить навигацию.
Главная страница

Земля Салавата Юлаева

Первый эпизод серии репортажей с автопробега Уфа-Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск, в котором участвовал наш корреспондент.

21-22 мая группа энтузиастов совершила автопробег по горам и степям Южного Урала с целью изучения ходовых качеств нового семейства автомобилей. В пробеге принял участие и наш корреспондент, проделав путь в восемьсот километров по маршруту Уфа-Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск.

В отправную точку нашего путешествия – Уфу - мы прибыли самолетом вечером в воскресенье, 20 мая. После размещения в гостинице отправляюсь в город. По местному времени нет еще и одиннадцати, но на улицах безлюдно, провинция ложится спать рано, завтра трудовой день, большинству вставать в шесть, а то и в пять. В маршрутке, в которой я еду от гостиницы, всего пять человек. Но мой простой, казалось бы, вопрос, как добраться до центра города, вызывает жаркую, темпераментную дискуссию.

- Ему по Ленина и налево! - кричит один.
- Нет, наоборот, назад надо возвращаться! – возражает другой.
А третий задает мне и вовсе провокационный вопрос:
- А что это такое – центр? Вы куда попасть хотите? Вы вообще откуда приехали?
Тут уже поневоле приходится вступать в дискуссию и мне:
- Как это, что такое – центр? Я, например, приехал из Москвы, и там центр один – Красная площадь!
- А, вот оно что, Красная площадь! – восклицает самый любопытный, и в маршрутке воцаряется короткая пауза. И секунд десять спустя я слышу единодушный ответ:
- Тогда вам возвращаться надо. Вам к реке, к Салавату Юлаеву!

Так, путем небольшого референдума, мы наконец выяснили, где в Уфе центр. Памятник башкирскому национальному герою, сподвижнику Емельяна Пугачева и поэту-импровизатору находится на обрывистом берегу реки Белая. Здесь и в самом деле собираются, как говорится, и стар, и млад, люди самых разных возрастов и национальностей. Даже поздней ночью в кромешной темноте, я нашел у памятника с десяток горожан и туристов. Одни фотографировались, другие пели песни под гитару на русском языке.

Юлаевы происходили из тархан – служилых башкир, получавших это звание, вместе с привилегиями, за особые заслуги перед Российским государством. Как сообщают историки, отец национального героя боролся со злоупотреблениями и казнокрадством. За участие в боях с польскими конфедератами был награжден. Во время Крестьянской войны 1773—1775 гг перешел на сторону Пугачева, так как тот обещал вернуть незаконно захваченные под строительство завода земли. Его сын Салават командовал отдельным отрядом и получил от Пугачева звание бригадира. После поражения восстания вместе с отцом наказан плетьми, заклеймен и отправлен на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик, где и скончался в 1800 году.

Сегодня Салават Юлаев – официальный символ Башкортостана, а изображение памятника помещено на герб республики. Воин-поэт стал олицетворением стремления к свободе, воле и справедливости вне зависимости от того, на каком языке – русском, башкирском или татарском произносятся эти слова. И для населения республики, большинство которого составляют русские (36,1 процента), башкиры (29,5) и татары (25,4), Салават Юлаев стал не только официальным, но и действительно всенародно любимым героем.

В республике свыше 130 национальностей, и отношение к вопросам национального и социального мира здесь особое, за столетия совместной жизни выработаны единые правила, в числе которых доброжелательность, стремление к миру и – юмор, призванный сгладить острые углы, которых в современной жизни всегда предостаточно. Правила эти в крови каждого уфимца, возможно, именно поэтому многие искренне не понимают, что за демонстрации каждый день происходят в далекой и загадочной Москве.
Захожу в обычный продуктовый магазинчик. Отвечая на какой-то мой вопрос, продавщица делает гостеприимный жест рукой:
- А у нас здесь все народы хорошо живут. Интернационал у нас! Вот – моя подруга русская, я башкирка, а этот парень с Кавказа приехал! - и кивает в сторону смуглолицего паренька за прилавком.
- Я не с Кавказа, я с Узбекистана приехал, – возмущается он.
- Ах, да, извини, не с Кавказа, – соглашается продавщица. – А какая разница, живешь ты у нас, говоришь по-русски!
- На узбека ты не очень-то похож, – теперь уже удивляюсь я.
- Так оно и есть, – признается парень и открыто улыбается, – у меня мать – татарка!
- В общем, все мы здесь – россияне, – итожит разговор продавщица.

Общий настрой на позитив и конструктив, как выражались в советское время, чувствуется во многих деталях, после суматошной Москвы не привычных. Как и всюду, во всем мире, есть здесь, конечно, злоупотребления. Но всегда важна общая тональность, действия власти, ее готовность быть вместе с народом, а не просто где-то рядом, сверху или сбоку.
В день нашего приезда в Уфе состоялся «День 1000 велосипедистов». Более полутора тысяч наездников в возрасте от 6 до 65 лет проехали 10 километров по центру города. Колонну возглавили президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов, заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Салават Сагитов, министр молодежной политики и спорта Андрей Иванюта, глава администрации Уфы Ирек Ялалов. Повод для пробега - отсчет тысячи дней до старта Зимних Олимпийских игр в Сочи. Но была и более актуальная для Уфы и всех крупных городов причина. «Мы будем наращивать наше движение. Будем делать так, чтобы в следующем году было две тысячи, затем - пять тысяч человек. Когда-нибудь половина Уфы точно сядет на велосипед!», - заявил Рустэм Хамитов.

И дело не только в спорте и здоровом образе жизни. Уфа задыхается от пробок, которые здесь местами еще безнадежнее, чем в Москве. Улицы узкие, особенно в частном секторе, и буквально в любой момент в любой точке города можно встать всерьез и надолго. Поэтому на велосипедистов в миллионной Уфе все горожане возлагают большие надежды.

Еще более важен общий позитивный настрой, за который в первую очередь «отвечают» СМИ. Включаю в гостиничном номере телевизор, звучит музыкальный клип на башкирском. Содержание, судя по видеоряду, с точки зрения житейской более чем актуальное. Молодой, но уже вполне состоятельный, при деньгах башкир загулял, поссорился с русской женой и снова идет в кабак заливать свое горе. Там к нему подсаживается девица легкого поведения и совершенно интернациональной внешности, чисто змей-искуситель в женском обличье. После некоторых терзаний башкир отвергает соблазнительницу и возвращается домой, к русской жене и правильной жизни.

И в таком духе – еще с пяток клипов про людей не всегда идеальных, но в целом здоровых и душевно, и физически. Музыка спокойная, мелодичная, девушки красивые, симпатичные, парни физически крепкие и развитые. Где еще увидишь такое музыкальное кино по телевизору про нормальных людей? Но главное, судя по обильной рекламе, кино это не только транслируют, но и активно смотрят, да ещё и зарабатывают на нем приличные деньги. Кто и что мешает Москве, нашей центральной власти, крутить такую же музыку по федеральным каналам? Ответ на этот вопрос – в нашем следующем репортаже.

Продолжение следует…

Общественно-политическая интернет-платформа "Русь"